Матвеев А.В., Крашенинников А.Е., Егорова Е.А., Бекирова Э.Ю.
В 2019 году показатель частоты встречаемости болезней кожи и подкожной жировой клетчатки у жителей РФ составил 5977 тыс. человек, что составило 5,2% от общей заболеваемости населения. Причинами поражений кожи могут являться внешние агенты (грибковая флора, бактерии, па-разиты, вирусы, воздействие аллергена) и систем-ные нарушения функционирования внутренних органов (патология желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, аутоиммунные заболевания). Одним из направлений фармакотерапии болезней кожи и подкожной жировой клетчатки является применение дерматологических средств, отнесенных в соответствии с анатомо-терапевтически-химической классификацией лекарствен-ных препаратов (ЛП) к категории «D» – дерматологические средства.
Цель
Целью исследования являлось изучение гендер-ных особенностей нежелательных реакций (НР), возникающих при местном и системном приме-нении дерматологических средств у пациентов, проживающих на территории Республики Крым в 2009-2018 гг.
Материалы и методы. Объектами исследования являлись 126 зарегистрированных на территории Республики Крым случаев возникновения НР при применении дерматологических средств.
Результаты исследования
Изучение частоты развития НР при применении отдельных групп дерматологических препаратов позволило опре-делить, что наиболее часто НР были зарегистрированы при применении антисептических средств (54 случая, 42,9% от общего количества зарегистрированных случаев НР представленной группы препаратов), препаратов для лечения ран и язв (25 случаев, 19,8%) и противогрибковых препаратов для местного и системного приме-нения (22 случая, 17,5%). Значительно реже НР возникали на фоне применения препаратов для лечения зуда (9 случаев), глюкокортикостероидов и противомикробных препаратов для наружного применения (6 и 4 случаев НР соответственно). Изучение гендерных особенностей развития НР при применении представленной группы препаратов позволило выявить, что у пациентов жен-ского НР (78 случаев, 61,9%) развиваются значительно чаще, чем у пациентов мужского пола (47 случаев, 37,3%). В 1 карте-извещении о НР ЛС (0,8%) указание на пол пациента отсутствовало. Среди отдельных фармакологических групп стоит выделить группу антисептиков и дезинфицирующих средств, в которой соотношение частоты НР между мужчинами и женщинами составило 1:2,2 (18 случаев развития НР у пациентов муж-ского пола и 40 случаев развития НР у пациентов женского пола). Преобладание частоты развития НР у пациентов женского пола наблюдалось и при применении противогрибковых лекарственных препаратов для наружного и системного приме-нения (14 случаев НР – женский пол, 8 случаев НР — мужской пол). Исключением стала группа препаратов для лечения ран и язв, в частоте развития НР которой преобладали пациенты мужского пола (15 случаев НР – мужской пол, 10 случаев НР — женский пол)
Заключение
Изучение гендерных особенностей развития НР при применении дерматологических препаратов для лечения заболеваний кожи и подкожной жировой клетчатки позволило выявить более высокую частоту их возникновения у пациентов женского пола, что требует дополнительного внимания специалистов здравоохранения при назначении ЛП данной категории пациентов.