От слов аптечного специалиста, от его понимания предмета и внимательности к деталям в значительной мере зависит то, насколько правильно покупатель будет принимать приобретённое лекарственное средство. Поэтому университетский курс фармацевтического консультирования включает в себя вопросы о безопасности применения лекарств. О чём необходимо успеть рассказать посетителю, если время консультации ограничено? На этот и другие вопросы «Катрен-Стиль» ответил доктор фармацевтических наук, генеральный директор АНО ННЦ Фармаконадзора заведующий кафедрой фармации медико-биологического факультета РНИМУ имени Н. И. Пирогова Анатолий Евгеньевич Крашенинников.
«Катрен-Стиль»: Анатолий Евгеньевич, какие вопросы безопасного применения лекарств наиболее сложны для объяснения пациенту?
Анатолий Крашенинников: Конечно, за пациента говорить сложно. Однако один из вопросов, не всегда чётко соблюдаемых неспециалистами, — это вопрос хранения. Во-первых, потому, что срок годности ограничен даже у таблетированных препаратов. Во-вторых, у ряда лекарственных средств — особые форматы хранения, особые температурные режимы. К сожалению, пациент не всегда выполняет рекомендации о хранении в холодильнике или в защищённом от света месте. При этом очень популярен миф, что после истечения срока годности таблетки можно принимать до полугода. Подчеркну, именно миф, он не имеет ничего общего с реальностью! Но зачастую его принимают за верную рекомендацию. Просроченный препарат может не иметь внешних нарушений. Таблетка или капсула может выглядеть, как новая. Однако эффективность лекарственного средства, его биодоступность уменьшается кратно — а вот частота побочных эффектов, напротив, увеличивается.
«КС»: Какие ещё неоднозначные моменты могут обнаружиться в процессе фармацевтического консультирования?
А. К: Аптечному специалисту всегда непросто совместить две задачи: дать пациенту рекомендации по максимально эффективному применению препарата — и при этом обосновать требования по безопасности, которые содержатся в инструкции к лекарственному средству. Поскольку в инструкции указан весь перечень возможных побочных эффектов (в т. ч. крайне редких нежелательных реакций) — данная информация порой может заставить задуматься не только посетителя аптеки, но и провизора.
Включать в инструкцию абсолютно все возможные побочные реакции, которые имеют даже минимальный риск проявиться при применении препарата, — обязанность предприятия-производителя. И производитель должен выполнять её без каких‑либо сокращений и оговорок. Однако сама по себе вероятность нежелательной реакции ещё не означает её появление у данного конкретного пациента. Риск побочных эффектов снижается во много раз, когда лекарство принимается правильно, строго по назначению. И строго в соответствии с инструкцией.
Время приёма, продолжительность курса, взаимодействие с пищей и напитками, лекарственные взаимодействия — соблюдение всех этих правил является серьёзной профилактикой появления нежелательных реакций. Правильный режим применения препарата не только уменьшает вероятность эффектов побочных — но и усиливает эффект лечебный. «Мелочей» здесь нет: лечебное действие, например, антибиотиков ослабляется, если человек переносит инфекцию «на ногах».
Объяснить все названные моменты посетителю аптеки — задача важная и достаточно непростая. А значит, необходимо выработать правильные подходы к её решению. В процессе фармацевтического консультирования провизору и фармацевту важно обратить внимание на правила применения лекарства в соответствии с инструкцией по медицинскому применению, особенности его хранения, наиболее вероятные побочные эффекты, противопоказания к применению. И, соответственно, дать пациенту понимание, что необходимо соблюдать инструкцию и не отклоняться от её рекомендаций действительно важно.
Это «задача-минимум» для фармацевтического специалиста — провизора — в рамках его подготовки, высшего профессионального образования.
Однако есть одно «но»: если пациент стоит в очереди, если за ним ожидают ещё несколько человек, задача сотрудника аптеки — проводить отпуск необходимых препаратов очень быстро. Поэтому уделить достаточное время развёрнутому консультированию фармацевт или провизор может не смочь физически. Необходим правильный алгоритм, который даст возможность рассказать обо всех ключевых моментах.
«КС»: Что должен включать в себя такой алгоритм фармацевтического консультирования? Что поможет фармспециалисту в условиях, когда времени на консультацию крайне мало?
А. К: Первая часть алгоритма — выявление определённой проблемы у пациента. Вторая часть — элемент контроля рекомендаций специалистов здравоохранения. Специалисту нужно понять, поможет ли препарат в данный момент при данном состоянии, подходит ли он сейчас пациенту с учётом наблюдаемой симптоматики и рекомендаций врача. Разумеется, мы говорим сейчас о безрецептурных средствах. На данном этапе провизор помогает подобрать наиболее эффективное и безопасное лекарственное средство — включая его лекарственную форму.
Если же препарат был назначен по рецепту — то вопрос в том, как его принимать в соответствии с рекомендациями, чтобы обеспечить наилучшую эффективность.
И третья часть алгоритма — вопрос о безопасности: чтобы предупредить побочные эффекты лекарственного средства (или минимизировать их, если их вероятность велика), важно обеспечить его правильное хранение, правильную транспортировку и правильное применение.
Задача провизора — рассказать пациенту, как принимать лекарство, как обезопасить себя от побочных эффектов, как хранить препарат, как его транспортировать, чтобы риск побочных эффектов был минимален. Задача университетского курса фармацевтического консультирования — формировать у провизоров экспертную консультацию в части подбора и применения того или иного лекарственного препарата. Данный учебный курс является обязательным для будущих провизоров — и в его рамках студенты изучают, в том числе, подходы к консультированию пациента в части безопасности применения тех лекарственных средств, которые отпускаются ими из аптечных учреждений. Обучающиеся знакомятся также с надлежащей практикой фармаконадзора — сейчас мы добавляем в учебный курс дополнительную информацию о том, как происходит организация данного процесса, в том числе на заводах-производителях лекарственных препаратов.
В ходе учебного курса студенты решают практические задачи по фармацевтическому консультированию. В данных задачах, как правило, фигурирует пациент, который может спрашивать провизора о тех или иных вопросах применения препарата — или просто сообщает о своём состоянии. Например, как быть, если препарат Х показал ту или иную побочную реакцию? Какие правила нужно соблюдать, если лекарство необходимо ребёнку? О чём напомнить посетителю с теми или иными хроническими заболеваниями — например, с сахарным диабетом или ишемической болезнью сердца?
«КС»: Что должен рассказать провизор посетителю аптеки о лекарственных взаимодействиях?
А. К: Конечно, в инструкции по медицинскому применению отмечено, с какими другими препаратами категорически запрещается принимать данное лекарство. Но и провизор обязательно должен спросить: какие лекарства принимает пациент в данный момент — либо планирует принимать вместе с данным препаратом? На основании своего профессионального опыта аптечный специалист может подсказать, разумно ли такое совмещение или же оно несёт определённые риски. И опять же предупредить, что любая лекарственная терапия — это медикаментозное вмешательство, которое должно носить курсовой и строго дозированный характер, а в случае проявления побочных реакций пациент обязан своевременно обратиться к лечащему врачу за консультацией.
«КС»: А какие проблемы в безопасности применения распространены у наиболее популярных групп препаратов — обезболивающих, «противопростудных», средств для ЖКТ?
А. К: Нельзя сказать, что есть какой‑то «топ» проблемных препаратов. Скорее, есть ряд лекарств, которые чаще всего склонны давать нежелательные реакции. Препараты для симптоматического лечения, которые вы назвали, в достаточной степени безобидны в условиях правильного, контролируемого приёма и соблюдения инструкции. Здесь опять же важно понимать: лекарство, если оно рецептурное, должно применяться только по назначению врача. Тогда риск побочных эффектов будет значительно ниже. Нельзя заниматься самотерапией.
«КС»: Что важно учесть провизору, чтобы правильно проконсультировать пациента при отпуске препаратов для симптоматического лечения — например, тех же обезболивающих?
А. К: Наверное, здесь основная проблема в том, что многие пациенты достаточно восприимчивы к рекламе. Люди действительно верят, что популярное средство способно снять боль за считанные минуты или излечить ОРВИ в течение суток. Вопрос, в первую очередь, в соблюдении соответствующих правил и рекомендаций предприятиями-производителями, но и фармацевтическому специалисту необходимо уметь объяснить, что ожидания от применения препарата не должны быть завышены. И рассказать пациенту, чем такое небольшое преувеличение отличается от реальности. Меньше искажений восприятия — меньше ошибок в применении необходимых лекарств, в том числе для симптоматической терапии.
«КС»: Сегодня популярно такое направление, как витаминопрофилактика. Что должен сказать аптечный специалист о витаминных препаратах и о витаминно-минеральных комплексах?
А. К: Основная рекомендация — правильный подбор того набора витаминов и микроэлементов, который необходим в данный момент. Ребёнку в период роста нужны одни витамины и минералы, взрослому пациенту, перенёсшему бронхит или пневмонию — другие. А при проблемах с кожей, например, важно не только применять косметические средства, но и восполнять резервы тех полезных веществ, нехватка которых ухудшает состояние кожных покровов.
Следующая рекомендация — приём витаминных и минеральных препаратов должен быть курсовым. Но не постоянным, не 365 дней в году! Многие микроэлементы и витамины человек получает из пищи. Их нехватка может быть восполнена сбалансированным рационом питания и приёмом качественных пищевых продуктов. Избыток химических витаминов в организме далеко не всегда полезен. Всё должно быть в разумной достаточности.
Стоит обратить внимание и на специфику региона — например, в некоторых областях нашей страны распространён дефицит йода. Данную особенность также важно корректировать рациональным питанием, а в необходимых случаях — лекарственными препаратами с наличием йода.
Некоторые витамины зарегистрированы не как лекарства, а как биологически активные добавки. Однако и в данном случае у них остаются свой, присущий именно им режим биодоступности и свои особенности усвоения организмом.
«КС»: Какие дополнительные факторы, на ваш взгляд, влияют на безопасность применения лекарственных препаратов?
А. К: Одна из проблем современности — широкое «консультирование» о препаратах и правилах их приёма. Термин «консультирование» не зря берём в кавычки: речь идёт о распространении публичной информации совсем не со стороны медицинских и даже фармацевтических специалистов. Непрофессиональные блогеры или интернет-сайты могут давать рекомендации и даже назначения — включая рецептурные лекарственные средства. При сложностях доступа к медицинской помощи, периодически возникающих в силу эпидемической ситуации, и с учётом отсутствия качественной проверки достоверности интернет-информации человека легко ввести в заблуждение. Рекомендатели-неспециалисты иногда выдают себя за врачей или фармацевтов — чтобы быть более убедительными и, следовательно, более популярными. Доверяя таким источникам, человек начинает активно заниматься самолечением. Он применяет и лекарства и БАД (иногда незарегистрированные), не всегда уделяя должное внимание диагностике и заключению врача.
Принимая на веру информацию из интернета, пациент приходит с данной информацией к специалисту — врачу или фармацевту. И вот здесь начинаются новые проблемы в области консультирования и помощи. Ведь посетитель начинает искренне убеждать специалиста в том, что тот не владеет современными медицинскими данными. Веря, что непроверенные факты — это не опасное для здоровья заблуждение, а новые веяния в лекарственной терапии, человек с трудом слышит провизора или доктора, которые пытаются ему помочь.
К сожалению, подобная информация очень глубоко врезается в умы пациентов — а потом эти пациенты получают риск попадания в больницу в достаточно тяжёлом состоянии. Опасность в том, что они занимаются не витаминопрофилактикой, а лечением серьёзных заболеваний — и в итоге запускают их. По сути, лечение не начато — и тот же сахарный диабет прогрессирует и даёт осложнения. Поэтому исправить ситуацию становится труднее.
«КС»: Что может сделать провизор в подобных обстоятельствах?
А. К: С учётом эпидемической ситуации и обусловленных ей ограничений склонность пациентов к самолечению во многом объяснима. Поэтому правильно заметить, что назначение лекарства, в особенности рецептурного, является прерогативой только специалиста с медицинским образованием — врача. И быть готовыми к тому, что и такой аргумент человек может вначале не услышать.
Рекомендации по выбору безрецептурных препаратов может дать провизор, но только на основании достаточных данных о состоянии здоровья пациента, о его заболеваниях. При этом важно рассказать о преимуществах и недостатках каждого из вариантов, даже если речь идёт о сравнении не различных лекарств, а различных лекарственных форм. Без качественной постановки первичного диагноза самолечением заниматься нельзя — даже под контролем аптечного специалиста.