Бизнес-процесс — последовательность действий, направленная на получение заданного результата, ценного для организации. Например, прием заказа клиента, планирование закупок, производство товара, и т. п.
Принципиальным отличием процессного подхода от других (например, функционального) является концентрированность на результате и оптимальном способе его достижения. Выделение части деятельности как отдельного объекта — бизнес-процесса — дает возможность управлять этим объектом: проектировать, регламентировать, оптимизировать, планировать и контролировать показатели результативности и эффективности процесса. Таким образом, управляя всеми бизнес-процессами, мы управляем деятельностью всей организации как системой бизнес-процессов.
Плюсы процессной схемы управления:
Ориентированность исполнителей и руководителей на получение результата, нужного компании. Мотивационные схемы персонала привязаны именно к результатам;
Четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
Разгрузка руководителей. Они вмешиваются в оперативное управление только в случае значительных отклонений;
Руководители занимаются своими прямыми обязанностями — организацией эффективного управления и стратегией развития;
На порядок бОльшая операционная эффективность по сравнению с другими схемами управления;
Не критичность для компании смены работников, поскольку есть механизм передачи знаний новым сотрудникам (регламенты бизнес-процессов).